Основы 3D моделирование в Adobe Illustrator

Ярослав Лазунов
18.03.2013
В этом уроке мы научимся моделировать векторные объекты в Adobe Illustrator при помощи эффектов: Revolve, Extrude & Bevel и Rotate. Затем применим к 3D модели символ и подготовим ее для дальнейшей работы.

В своей практике я часто использую 3D эффекты для создания иконок. На рисунках ниже показано несколько примеров работ, при создании которых первоначальным этапом было 3D  моделирование в Adobe Illustrator.

урок 3d моделирования - создание спортивного кубка в Adobe illustrator
урок 3d моделирования - создание почтового ящика в Adobe illustrator

Итак, давайте познакомимся с 3D эффектами и их параметрами.

Revolve Effect

Этот эффект предназначен для создания поверхностей вращения. Примером такого объекта может послужить винный бокал. Создадим при помощи инструмента иллюстратора – Pen Tool (P) половину формы бокала во фронтальной плоскости.

Создадим при помощи инструмента иллюстратора - Pen Tool (P) половину формы бокала во фронтальной плоскости

Выделяем созданный путь, затем переходим Effect > 3D > Revolve…, что приведет к открытию диалогового окна с параметрами эффекта. Все 3D эффекты имеют похожие опции, поэтому рассмотрим их подробно на примере эффекта Revolve. Отметим опцию предварительного просмотра для того, чтобы наблюдать за происходящими изменениями.

Отметим опцию предварительного просмотра

Для управления положением объекта в пространстве служат числовые поля, в которые вводятся углы поворота вокруг осей X,Y и Z. Вы также можете управлять положением объекта, поворачивая куб в диалоговом окне.

Вы также можете управлять положением объекта, поворачивая куб в диалоговом окне

Для тех же целей вы можете воспользоваться одним из пресетов из выпадающего списка Position.

Для применения к объекту эффекта линейной перспективы управляйте параметром Perspective.

У вас есть возможность вырезать части объекта. Для этих целей служит параметр – Revolve Angel. Такая функция может пригодиться для создания технических иллюстраций.

Очень важно, в какую сторону будет происходить вращение. Для управление этим параметром предназначены опции Left Edge и Right Edge.

Вы можете выбирать материал поверхности модели, выбирая подходящий пресет из списка Surface.

Это конечно не то, что нам могут предложить специальные программы для 3D моделирования, однако это очень важный параметр для процесса в Adobe Illustrator и мы к нему еще вернемся немного позже.

Если 3D модель будет являться конечным продуктом, то вы можете настроить дополнительные параметры, которые открываются в диалоговом окне после нажатия на кнопку More Options.

Теперь вы можете управлять положением источника света, добавлять новые источники света и перемещать их для создания рефлексов от окружающих объектов.

Мы можем управлять параметрами источника света, такими как интенсивность и размер.

Для создания более гладкого перехода между цветами увеличьте значение Blend Steps.

Здесь я хочу предупредить вас, что слишком большие значения этого параметра сильно увеличивают размер файла и ведут к замедлению работы приложения. И наконец, вы можете выбирать Shading Color.

Когда эффект настроен, нажимаем на кнопку OK. На практике часто бывает необходимо изменить параметры эффекта после его применения. Для повторного открытия диалогового окна кликаем по названию эффекта в панели Appearance (Window > Appearance) (при этом 3D модель, конечно, должна быть выделена).

Теперь мы можем внести необходимые изменения.

Extrude & Bevel Effect

Этот эффект предназначен для выдавливания объектов. Создадим текст при помощи Type Tool (T) (эффект может быть применен к любым векторным объектам).

Теперь переходим Object > Effect > 3D > Extrude & Bevel…

Для управления глубиной выдавливания предназначен параметр Extrude Depth.

Вы также можете применить скос и выбрать его форму из списка пресетов.

За всю мою многолетнюю практику я ни разу не использовал этот параметр. Кто знает, может быть вам это пригодится. Все остальные параметры этого эффекта аналогичны параметрам 3D Revolve.

Хочу только заметить, что в случае применения Extrude & Bevel эффекта к тексту, он остается редактируемым.

Rotate Effect

Этот эффект предназначен для управления положением плоскости, в которой находится двумерный объект.

Rotate Effect имеет меньше параметров, чем предыдущих два 3D эффекта, поэтому не думаю, что у вас возникнут какие-либо трудности с его применением.  Хочу лишь отметить, что Rotate Effect очень удобен для размещения текста в разных плоскостях. На мой взгляд, это лучше, чем применять Free Transform Tool для тех же целей. К тому же, текст остается редактируемым после применения эффекта.

Моделирование сложных поверхностей

Для моделирования сложных поверхностей будет лучше представить поверхность несколькими объектами.

Перед применением  3D эффекта объекты должны быть обязательно сгруппированы (Cmd / Ctrl + G). Теперь применим к группе 3D Revolve Effect.

Теперь мы можем выделять и перемещать объекты, входящие в группу, а также окрашивать их в разные цвета.

Кстати, вы можете редактировать точки объектов, к которым применен 3D эффект не в зависимости от того включены они в группу или нет.

Иногда нам нужно поместить надпись на поверхности 3D объекта или смоделировать форму отверстия в нем.  Для этих целей я всегда применяю функцию Map Art. Давайте посмотрим, как это работает. Создадим надпись, затем сохраним ее как новый символ в панели Symbols.

Вернемся к нашему бокалу и откроем диалоговое окно с параметрами эффекта, используя панель Appearance. Нажимаем на кнопку Map Art в диалоговом окне.

Переключаемся между поверхностями в диалоговом окне Map Art, для того чтобы найти нужную поверхность.

Выбираем сохраненный ранее символ из выпадающего списка диалогового окна Map Art.

Видимые поверхности объекта имеют светло-серый фон на диаграмме ниже, поэтому поместим символ на таком фоне.

Вы можете изменять размеры и положение символа.

Подготовка 3D объектов к дальнейшей работе

Я всегда использую 3D объекты, как промежуточный этап работы. Не смотря на большое число параметров 3D эффектов, на мой взгляд, трудно добиться желаемого эффекта. Вы можете использовать полученную модель, как референсное изображение и воссоздать основные формы модели при помощи Pen Tool (P), например:

У вас также есть возможность конвертировать 3D объект в обычный векторный объект. Давайте остановимся на этом способе более подробно. Итак, открываем окно с параметрами эффекта и выбираем тип поверхности No Shading.

Теперь переходим Object > Expand Appearance. В результате мы получили группу векторных объектов.

Вполне вероятно, что группа будет содержать Clipping Masks. Это зависит от сложности модели и будет затруднять дальнейшее редактирование объектов. Поэтому следует избавиться от таких элементов. Переходим Object > Clipping Mask > Release, затем Object > Path > Clean Up. Если команда Release в меню Object неактивна, значит вам повезло, то есть группа не содержит Clipping Masks. Теперь нужно объединить объекты, которые соответствуют одной поверхности. В этом вам поможет команда Unite в панели Pathfinder.

Советую окрашивать поверхности в разные цвета, это поможет вам не запутаться в большом количестве объектов.

После окраски основных поверхностей у нас еще останется множество лишних объектов. В этом вы сможете убедиться, если откроете панель Layers.

Выделяем один из таких объектов, затем переходим Select > Same > Fill Color, после чего нажимаем на клавишу Delete.

Теперь объект готов для дальнейшей раскраски. О способах раскраски векторных объектов мы поговорим в следующем уроке.

В заключение этого урока, для любителей экспериментировать, хочу заметить, что применение нескольких 3D эффектов к одному объекту, также как и применение Perspective Grid Tool к 3D объектам ни к чему хорошему не приведут. Если вам нужно смоделировать, сложный объект, то лучше использовать специальный софт для 3D моделирования, хотя я, в свое время, моделировал самолеты в Adobe Illustrator.

Сейчас должен признать, что это очень трудоемкий процесс и того не стоит.

Данный урок был написан мною для известного англоязычного издания DesignModo

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *